КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ "ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРЕТІН ЕСІЛ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БЕРУ БӨЛІМІНІҢ ЕСІЛ ҚАЛАСЫНЫҢ № 1 МЕКТЕБІ АҚМОЛА ОБЛЫСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ»
Коммуналдық мемлекеттік мекемесі "Жалпы білім беретін Есіл ауданы бойынша білім беру бөлімінің Есіл қаласының № 1 мектебі Ақмола облысының білім басқармасы»

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Разработка урока по теме "Путешествие в Энтомоград"

30.05.2018

Урок в 7 классе

по теме

«Путешествие в Энтомоград»

Цель:

обобщить знания о членистоногих, класс насекомые, их значение в природе и практической

роли в жизни человека;

с

помощью различных заданий выявить проблемы и обобщить материал данной темы;

формировать

и развивать навыки работы в группах и индивидуально, чувство ответственности,

логическое мышление; бережное отношение к природе, знание и охрана редких и

исчезающих видов животных.

 

Оборудование:

карта- маршрут, карточки с заданиями, коллекции насекомых, таблички с названием

отрядов соответствующих команде.

 

План урока

1Организационный

момент.

 

2.

Исходный уровень знаний.

2

.1. Представление команд,

2.2.

Определение терминов.

2.3.Работа

с карточками-тестами.

2.4.Определение

насекомых по их описанию.

2.5.Творческая

работа групп.

2.6.Рекорды

насекомых,

 

3.Подведение

итогов занятия.

 

Ход   урока

 Создание благоприятного психо-эмоционального

настроя. На фоне видеоролика о многообразии насекомых звучат слова учителя.

В

пятой книге И.О.Акимушкина из цикла "Мир животных" есть так

слова:"Приходит лето и они в великом изобилии наполняют на леса, сады,

поля, дома, пустыни.

Сколько

их на планете ? Где всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это

население Земли ? Как предполагают, их на Земле 10 в 18 степени! Миллиард

миллиардов!

Больше,

чем звезд в нашей Галактике"!

О

ком написаны эти строки ?

Сегодня

у нас с вами заключительный урок по теме «Насекомые». Урок необычный - мы

отправляемся в путешествие по необыкновенному городу Энтомограду. (слайд с

изображением карты Энтомограда)

Наше

путешествие окажется не только познавательным, но успешным в том случае, если

мы дойдем до Дворца знатоков. Для достижения нашей цели мы должны взять багаж -

знания по этой теме. Мы побываем на некоторых улицах города, познакомимся ним и

его обитателями и сможем заработать балы для себя и своей команды. (Оценочные

листы)

1.Чтобы

попасть в город, нам необходим входной билет. Заработать его мы можем, своим

оригинальным преставлением. ( 5 баллов)

2.Получив

входной билет и разрешение на путешествие мы попадаем на улицу «Определительную».

Ваша задача выбрать определения соответ­ствующие понятиям. (каждая команда

получает карточку).

 

Например,

 А.Метаморфоз    I.Неподвижная

стадия в развитии насекомых с полным

 Б.Трахеи  

           превращением

 В.Фасетка  

       2.Органы

дыхания насекомых.

 Г.Жало    

         3.Видоизмененный

яйцеклад.

 Д.Хоботок   

         4.Превращение.

Е.Яйцо               5.Часть сложного глаза насекомых.

Ж.Дыхальца       6.Первая стадия развития насекомых.

3.Куколка           7.Сосущий

или колюще-сосущий ротовой орган.

                                 8.Дыхательные отверстия легких или трахей.

(Правильный

ответ - I балл).

 

3)И

вот мы попадаем на площадь Административно- анатомическую -самую главную

площадь города, от которой отходят все улицы. Здесь вы должны определить

правильно или неправильно то или иное утверждение.

(Команды

работают по карточкам. Правильный ответ - I балл).

 

Например:

1.К насекомым относятся все трахеинодышащие членистоногие, имеющие по 3 пары

ног.(Да).

2.У

 всех насекомых тело состоит из головы,

груди, брюшка. (Да) .

3.

Ноги у насекомых находятся на груди и на брюшке. (Нет).

4.

Насекомые едят все, что содержит органические вещества, некоторые из них - даже

перья, шерсть, древесину и пластмассу. (Да).

5.

Насекомые как и ракообразные имеют 2 пары усиков. (Нет)

6.

Усики насекомых могут быть нитевидными, перистыми, веерообраз­ными и другими.

(Да).

  7.У

взрослых насекомых, живущих в воде, развито жаберное дыхание. (Нет).

8.0рганы

выделения насекомых- мальпигиевы сосуды. (Да).

  9. Кровь

насекомых течет только по кровеносным сосудам. (Нет)

  10.У большинства насекомых сердце трубчатое.

(Да).

  II.Вышедшие

из куколок насекомые растут и несколько раз линяют.  (.Нет)

12.У

всех насекомых самца и самку по внешнему виду различить нель­зя .        .    

(Нет).

13.Мухи

и бабочки могут лапками передних ног пробовать раствор на вкус. (Да).

14.У

жуков наружные жесткие крылья не участвуют в полете. (Да) 15.Развитие всех

насекомых, имеющих по две пары крыльев, проходит с полным превращением. (Нет)

 

4.

Чтобы достичь Дворца знатоков мы должны повернуть на улицу Крылатую. Здесь

встречаются представители разных отрядов, и само название говорит о том, что

все они или почти все летают. Ваша задача узна­ть их по по описанию.

(3а

правильный ответ, данный после зачитывания 1-го предложения- 3б, 2-го – 2 б,

3-го – 1 б.)

I        Рассказ майского жука.

1)

Наш отряд один из отрядов – гигантов - насчитывает 280 тыс . видов.

2)

Лично я предпочитаю березу,  хотя мои

личинки неравнодушны к соснам.

 3)Мы одеты в тяжелые доспехи-  латы.

II       Муравей .

 1)Я живу 3-4 года.

2)

Я самое сильное животное на Земле.

3)

Вот только крылья у меня не сохранились, да это не беда, они мне только мешали

бы трудиться.

III

Капустная белянка.

 I) Обожаю растения семейства крестоцветных, от

их запаха просто теряю голову.

2)

За это меня недолюбливает человек.

 3) Все норовит уничтожить кладки моих яиц и

личинок-гусе­ниц,,

Черный таракан.

 1)Я - красавец! Да еще и лекарственный, в ста­рину

из меня и моих собратьев готовили отличное мочегонное сред­ство.

2)

В те добрые старые времена меня частенько можно было видеть в цирке: еще бы

ведь я самый сообразительный и отлично поддаюсь дрессировке .

 3) Даже если вы не пригласите меня к обеду - я

не замедлю явиться,, мне достаточно немного хлебных крошек, или пло­хо вымытых

тарелок, могу обойтись и бумагой,

V

Кузнечик. 

1)

Мы всеядны, любим спелые ягоды и плоды, животных, кто помельче, в крайнем

случае - просто зелень.

2)

Нам принадлежат рекорды по прыжкам в длину и высоту.

 3) Мы – музыканты,  нас называют 

«скрипачами».

 

5)      Дальше наш маршрут идет на перекресток

Прыгунов – там  нам с вами вновь придется

угадывать насекомых по их характеристикам. Вам 

необходимо вспомнить какими конечностями обладают перечисленные

насекомые. 

(

Группы работают по карточкам.  Каждый

правильный ответ -16),


Например:

1.

Жужелица       а) прыгательная

2.

Саранча б)бегательная

3.

Медведка        в)плавательная

4.

Жук-плавунец                            

г)копательная

5. Богомол д)собирательная

 6. Медоносная пчела                          е)хватательная

 

6)      И вот мы с вами дошли до нашей цели-

Дворца знатоков. Как в любом дворце здесь много залов. Этот дворец славен тем,

что в нем можно встретить представителей разных отрядов насекомых, независимо

от того, какой образ жизни они ведут, где обитают, чем пита­ются. И какое имеют

значение для человека - ведь все они играют важную роль в природе в целом...

Сейчас

вам предлагается изобразить насекомое вашего отряда и сказать о нем несколько

слов.

помощью красок, карандашей и фломастеров создаются портреты.  5 баллов.)

 

7)

Теперь у нас с вами есть возможность познакомиться с залом , в котором

представлены рекорды насекомых. ( Сведения о рекордах записаны на листах

цветной бумаги и располагаются по классу). От каждой команды выбираются по 1

человеку, которые зачитывают текст на них. Балы не начисляются . Жюри подводит

итоги. На этом мы заканчиваем путешествие по городу.

 На дом 

дается творческая работа – стихи, загадки, сказки о насекомых

 

 

 

 

Литература:

1.Бровкина

Е.Т., Казьмина Н.И.

Уроки

зоологии: Пособие для учителей.-М.:Просвещение, 1981 г.

2.Никишов

А.И., Шарова И.Х.

Биология:

Животные: Учеб.пособие для 7-8 кл. сред. шк.-М.:

Просвещение,

1993 г.

 3. Яковлев Б.В.

Общая

энтомология. Учеб. пособие для техникумов. М.: «Высшая школа», 1974.

4.

Приложение к газете «Первое сентября». Биология.

27/2000 и № 30/2000, № 35/2000.

 

Просмотров: 407


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст