КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ "ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРЕТІН ЕСІЛ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БЕРУ БӨЛІМІНІҢ ЕСІЛ ҚАЛАСЫНЫҢ № 1 МЕКТЕБІ АҚМОЛА ОБЛЫСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ»
Коммуналдық мемлекеттік мекемесі "Жалпы білім беретін Есіл ауданы бойынша білім беру бөлімінің Есіл қаласының № 1 мектебі Ақмола облысының білім басқармасы»

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Разработка урока "Семейство злаковые"

30.05.2018

                                        Урок по

биологии.                                                 

6 класс                                                               

Тема: "Семейство злаковые. Особенности строения

цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные

народнохозяйственные культуры.

"

 

Цели:

-

изучить признаки семейства злаки, многообразие видов, основные культурные

растения семейства и значение злаков в жизни человека;

-

развитие интеллектуальных способностей : сравнивать, анализировать, классифицировать,

обобщать;

- формирование

ценностных ориентаций; любви к малой родине, воспитание уважения к хлебу; формирование представлений о долге и верности Отечеству; формирование

опыта нравственного поведения личности.

Оборудование:

презентация, гербарии, увеличительные стёкла, раздаточный материал.

Тип

урока: комбинированный.

Ход урока

I.

Организационный момент

Формирование

позитивного настроя на урок. Демонстрируется видеоролик  «Никогда не сдавайся».

 

2. Актуализация знаний.

Учащиеся

получают оценочные листы, в которые заносятся результаты предлагаемых видов

деятельности. Баллы переводятся в отметку в конце урока.

Фамилия Имя

 

Форма работы

Количество баллов

Проверка

дом.задания

 

Мини-тест

 

Тарелочка

 

Работа

на уроке (стикеры)

 

Всего

баллов

 

Отметка

 

21

-19 баллов – «Пять»

18-15

баллов – «четыре»

14-10

баллов  – «три»

 

Предлагается

выполнить формативное тестовое задание.

  По

завершении тестирования самооценка с использованием дескриптора. Результаты

тестирования заносятся в оценочную таблицу.

Названия семейств

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Лилейные

+

+

 

 

+

 

+

+

+

 

+

+

 

+

Луковые

+

 

+

 

+

+

 

 

+

+

 

 

+

 

 

1.     

Простой

околоцветник

2.      В состав этого

семейства входят в основном травы

3.       Соцветие зонтик

4.      Чашелистиков 6

5.      Опыляется

насекомыми.

6.      Растения этого

семейства выделяют специальные летучие вещества – фитонциды.

7.      Лекарственные

растения безвременник и алоэ относятся к семейству….

8.      Многолетние

травянистые растения с видоизмененными подземными побегами -корневищами и

луковицами.

9.      Формула цветка О3+3Т3+3П(3)

10.  Жилкование листьев

параллельное

11.  Жилкование листьев

дуговое

12.  Цветки крупные,

одиночные или собраны в соцветие кисть

13.  Плод коробочка

14.  Четырнадцать видов

растений этого семейства занесены в Красную книгу

 

3. Объяснение

нового материала.  У вас на столах лежат конверты с пазлами.

Соберите из пазлов картинку. Что у вас получилось? (Изображения растений и их

названия). Знаете ли вы к какому семейству относятся эти растения? (Учащиеся

высказывают предположения).  Если никто

из учащихся не назвал семейство злаковые, то предлагаю им перевернуть картинку и

прочитать название семейства злаковые. Совместно с учащимися определяем

цели  к уроку.

Объяснение

провожу с использованием опорного конспекта.

В

конспекте содержится информация о количестве видов растений. Типы соцветий.

Строение цветка. Особенности строения стебля. Тип плода. Значение.

Злаки имеют характерный

вид. В природе их легко узнать по полому цилиндрическому стеблю-соломине, на

котором ясно выступают плотные вздутые узлы. Участки между узлами, называемые

междоузлиями, чаще всего полые. Часть междоузлия, располагающаяся

непосредственно над узлом, способна к росту. Соломина злаков хорошо

сопротивляется сильным порывам ветра и нелегко обламывается.

От стебля-соломины

отходят узкие, линейные, у некоторых злаков нитевидные листья. В строении листа

злаков различают основную часть, представленную ланцетной или шиловидной

листовой пластинкой с параллельным жилкованием, и часть листа, охватывающую

стебель, – так называемое влагалище. Живые влагалища защищают междоузлия и зону

роста, сухие влагалища нижних листьев предохраняют основания побегов от

чрезмерного испарения или перегрева.

При основании листовой

пластинки очень часто имеется перепончатый вырост, называемый язычком или

лигулой; он препятствует проникновению воды, а с нею грибков и бактерий внутрь

влагалища.

Мелкие цветки собраны в

простое соцветие злаков – колосок. Колоски, каждый из которых может содержать

от одного до нескольких цветков, в свою очередь объединяются в сложные

соцветия: метелки, сложные колосья, початки. Сложный колос (пшеница, рожь, ячмень), метёлка

(мятлик, полевица, овёс, мужское соцветие кукурузы), початок (кукуруза).

Формула ↑О2Т3П1.

Цветки не имеют

околоцветника, одеты двумя (редко одной) цветковыми чешуями. В таких мелких,

незаметных цветках обычно три тычинки и один пестик с двумя рыльцами, у цветков

риса и бамбука – шесть тычинок. Большинство злаков – ветроопыляемые растения.

Плод – зерновка,

пленчатый околоплодник плотно прилегает к семени. Некоторые виды размножаются

вегетативно, с помощью ползучих корневищ или укореняющихся побегов.

Учащиеся

вклеивают в тетрадь опорный конспект, который поможет им при подготовке

домашнего задания. Далее работают с книгой. Необходимо выписать название

растений семейства злаковые и их значение.

·        

Используются в пищу (рожь, кукуруза, пшеница, рис, просо, сорго,

ячмень);

·        

Корм для животных (тимофеевка, ежа, мятлик, овёс, ячмень и др.);

·        

Сорняки (пырей ползучий, овсюг).

Рассказываю учащимся о районированных сортах растений семейства

злаковые.

Пшеница: безенчукская -139 – твердая, мягкая – омская-18,36,

саратовская 29, астана, светлана.

Учащиеся записывают названия в тетрадь.

4. Физминутка.

Упражнения для профилактики нарушения зрения и

активизации работы мышц глаз.

     Позволяют расширить поле зрения, улучшить

восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка

развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА

Упражнения для развития межполушарного

взаимодействия.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность,

синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают

устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

5. Для закрепления проводится

лабораторная работа (работа в парах).

     Лабораторная работа №

29.

Строение цветка и плода растений семейства злаки.

Цель: выявить отличительные

особенности цветка растений семейства злаки; рассмотреть плод.

Оборудование: препаровальная лупа,

зерна пшеницы, колос пшеницы, презентация, текст и рисунки учебника.

Ход работы.

•     

1. Рассмотрите и

определите тип  корневой системы

злакового растения.

•     

2.Рассмотрите стебель

растения. Запишите как называется стебель?

•     

 3.Рассмотрите листья пшеницы. Какое жилкование

у листьев у данного злака?

•     

4. Как называется

соцветие злака? Запишите формулу цветка растения.

•     

 5. Как называется плод пшеницы?

•         

 Вывод:

К какому классу

цветковых растений относится данный злак? Почему?

 

Как

вы знаете наиболее значимым злаком для человека является пшеница. Учащиеся

заслушивают сообщения,

подготовленные сильномотивированными учениками самостоятельно для освоения

темы.

1.      «Геральдика»

2.      «Музей хлеба»

 

Для закрепления темы урока

проводится мини-тестирование. Взаимопроверка.

1.      Стебель – соломина

А) у луковых   б) у злаковых  в) у лилейных   г) у ландышевых

2.

Мочковатая корневая система

А) у злаковых   б) у розоцветных   в) у тыквенных   г) у бобовых

3.

К семейству злаковых относится

А)

гречиха    б) сахарная свекла     в) бамбук      г) арахис

4.

Соцветие у злаков

А)

щиток   б) кисть     в) сложный колос    г) головка

5.

Культурный злак, растущий в воде

А)

рис   б) овес    в) ячмень   

г) пшеница

 

Ключ:

1 – б; 2- а; 3- в; 4- в; 5- а.

Рефлексия.

1.      Прием

«Тарелочка».

 2.

Рефлексия

содержания учебного материала. Раздаю небольшую

анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и

количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять -

это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно

попросить учеников аргументировать свой ответ.

1. На уроке я

работал                    

          активно/пассивно

 

2. Своей

работой на уроке я                

   доволен/не доволен

 

3. Урок мне

показался                    

         коротким/длинным

 

4. За урок я

                     

                     

    не устал/устал

 

5. Моё

настроение                  

                  стало лучше/стало хуже

 

6. Материал

урока мне был                  

 понятен/ не понятен

                                                                     

полезен/бесполезен

                                                                     

интересен/скучен

 

7. Домашнее

задание мне                         лёгким/трудным

   

 кажется                  

                     

          интересно/не интересно

 

   

                     

                     

     

 

6. Домашнее

задание:

сегодня вы получите каждый свое

(индивидуальное) домашнее задание. Когда вы будете выходить из класса,  сорвите плод с хлебного дерева. Задание у

каждого из вас будет творческого характера.

Общее задание: изучение материала

параграфа «Семейство злаковые», с использованием опорного конспекта.

 

 

 


Просмотров: 453


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст