КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ "ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРЕТІН ЕСІЛ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БЕРУ БӨЛІМІНІҢ ЕСІЛ ҚАЛАСЫНЫҢ № 1 МЕКТЕБІ АҚМОЛА ОБЛЫСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ»
Коммуналдық мемлекеттік мекемесі "Жалпы білім беретін Есіл ауданы бойынша білім беру бөлімінің Есіл қаласының № 1 мектебі Ақмола облысының білім басқармасы»

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Разработка урока по теме "Иммунитет"

30.05.2018

Урок по теме : «Иммунитет»

Цель: сформировать представления об иммунитете, как защитном механизме организма человека, разъяснить каким образом иммунная система обеспечивает защиту организма от чужеродных веществ; ознакомить учащихся с достижениями иммунологии.

Оборудование: таблица “Форменные элементы крови”, карточки с

тестовыми заданиями, опорный конспект.

 План.

1.          

Организационный

момент.

2.          

Исходный уровень

знаний.

2.1.  

Строение и

функции эритроцитов.

2.2.  

Лейкоциты.

2.3.  

Тромбоциты.

2.4.  

Внутренняя среда

организма.

3.          

Объяснение нового

материала.

3.1.  

Инфекции.

Заболевания.

3.2.  

Виды иммунитета.

3.3.  

Лимфоциты, их

роль в обеспечении иммунитета.

4.          

Подведение итогов

занятия.

                                          

Ход урока.

 На предыдущих

уроках мы установили, что между организмом человека и окружающей средой

существует постоянная и неразрывная связь.

1.               

В чём заключается

связь между организмом и окружающей средой? (Поступление в

организм необходимых веществ и удаление из него продуктов обмена).

2.               

Какие системы

участвуют в таком обмене? (Пищеварительная, дыхательная, кровеносная,

выделительная).

3.               

Что мы относим к

внутренней среде организма? (Один из учащихся чертит схему на доске и объясняет

её).                      

                     Внутренняя среда организма.

 

   

Тканевая                                                   Кровь

   

жидкость                 Лимфа

                                        

 

Плазма                                               

эритроциты

         

                тромбоциты             лейкоциты            

Пока

ученик готовится отвечать, 2 человека работают на месте по карточкам, остальные

учащиеся с тест – карточками (5 мин.).

 Карточка

1. Лекарь Хью врачевал ковбоев кровопусканием. Хью считал, что это

хороший способ лечения, после которого ковбои надолго избавляются от излишнего

упрямства и хвастовства. Вот только он позабыл, какие клетки крови помогают ей

свёртываться. Помогите лекарю.

    а) эритроциты и лейкоциты.

    б) кровяные пластинки.

    в) лимфоциты.

    г) эритроциты.

Опишите механизм образования

тромба.

Карточка

2. Ковбой Джо прочитал несколько

страниц школьного учебника по биологии и в кругу друзей заявил, что теперь

знает не меньше, чем иной лекарь. Джо сказал, что в 1мм 3 крови 5 тысяч

кровяных шариков, называемых эритроцитами. Большой Билл ответил, что лично у него

этих самых шариков 5 млрд. Хью заявил, что эритроцитов 5 млн., а Вильям

утверждал, что эритроцитов от 6 до 10 млн. Кто из них прав ?

А) Джо;  б) Большой Билл;   в) Хью;   

г) Вильям;

Расскажите все, что вы знаете

об эритроцитах.

  Тест – карточка. Отметьте правильные

ответы.

1. В состав плазмы входит :

А)

сыворотка.

Б)

эритроциты.

В)

тромбоциты.

2. Эритроциты вырабатываются:

А)

в печени.

Б)

в красном костном мозге.

В)

в селезёнке.

3. Лейкоциты образуются в :

А)

печени.

Б)  красном костном мозге.

В)

селезёнке.

Г)

лимфатических узлах.

4. Ядро имеют:

А)

эритроциты.

Б)

лейкоциты.

В)

тромбоциты.

5. Крови придают красный

цвет:

А)

лейкоциты.

Б)

тромбоциты.

В)

эритроциты.

6. Защищают организм от

чужеродных частиц:

А)

лейкоциты.

Б)

тромбоциты.

В)

эритроциты.

7. Тромбоциты:

А)

переносят кислород.

Б)

осуществляют фагоцитоз.

В)

образует тромб.

        Человек живёт в окружении разнообразных

микробов, бактерий, вирусов, грибков, простейших. Люди долгое время не

подозревали об этом, пока 320 лет тому назад голландский мануфактурщик Антони

Ван Левенгук не создал первый микроскоп, с помощью которого он обнаружил целый

мир микроорганизмов.

          Среди микробов есть вредные и

полезные для человека. Попадание в организм человека болезнетворных микробов

может привести к заболеванию. Течение заболевания зависит не только от

особенностей вызывавшего его микроорганизма, но и от устойчивости к нему

организма человека. То, что микробы, попадая в организм, не всегда вызывают

заболевания, обусловлено иммунитетом.

Иммунитет – способность организма обнаруживать чужеродные соединения

и тела во внутренней среде организма и уничтожать их, т. е. это защитная

реакция организма. (от латинского Immunitas

– освобождение, избавление) [Записывают определение в тетрадь].

             Иммунитет может возникать разными

путями и имеет разные свойства, поэтому различают несколько видов иммунитета. [См. опорный конспект, учащийся переписывают его в

тетрадь].

              И так, в организме имеются

защитные реакции, поэтому восприимчивость к болезням зависит от состояния

организма. В процессе эволюции выработались различные механизмы защиты

организма от чужеродных тел, образовалась целая система, обеспечивающая эту

защиту – иммунная система. В неё входят: красный костный мозг; тимус или

вилочковая (зобная) железа, первичный орган иммунной системы; лимфатические

узлы; селезенка.

               Часть лейкоцитов образуются в

костном мозге, переправляются в тимус, лимфатические узлы, селезенку и там

превращаются в лимфоциты. Лимфоциты обладают способностью различать и

уничтожать чужеродные молекулы и клетки.

                 Химические соединения, которые

лимфоциты воспринимают как чужеродные, называют антигенами.

1.     Что такое антиген? (Чужеродное химическое соединение,

вызывающее иммунную реакцию в организме).

2.     Где образуются клетки крови? (красный костный мозг).

3.     Где образуются лимфоциты?

4.     Какие органы и системы организма входят в состав

иммунной системы?

5.     Каковы функции лимфатических узлов? (Они задерживают

микробов, в них дозревают лимфоциты).

              

По роли в распознавании и уничтожении чужеродных тел лимфоциты делят на

несколько групп. Важное значение имеют Т и В лимфоциты. Т-лимфоциты образуются

из костно-мозговых клеток, попавших в тимус, где они размножаются, созревают и

проходят селекцию (при этом 90 % погибают), а потом попадают в лимфатические

узлы и селезенку. В-лимфоциты проходят те же стадии развития.

  Группа

Т-лимфоцитов в свою очередь состоит из нескольких групп. Это Т-эффекторы

(связывают и уничтожают носителей антигенов), Т-хелперы (помогают Т-эф.и

В-лимф.), Т-киллеры (убивают опухолевые и пораженные вирусами клетки), Т-

супрессеры (тормозят иммунную реакцию), Т-амплифайеры (усиливают иммунную

реакцию).

          Когда

хилперы обнаруживают антигены, они дают сигнал в кровь, эффекторы и киллеры

начинают активно делиться, подходят к клетке и убивают её. Этот вид защитной

реакции называют клеточным

иммунитетом – иммунитет, осуществляемый лимфоцитами, которые

непосредственно уничтожают чужеродные тела. [Запись в тетради].

      Если

антиген не может быть уничтожен непосредственно клетками иммунной  системы, в борьбу вступают В– лимфоциты. При

получении сигнала от Т – хелперов, обнаруживших антигены,   В – лимфоциты размножаются и превращаются в

плазматические клетки, которые выделяют особые вещества  антитела,  имеющие сродство к данному антигену.

Антитела связывают антигены и уничтожают их.

      Антитела

уничтожают только те антигены, к которым имеют сродство.       [Запись в тетради]. Вот почему антитела,

выработанные против вируса оспы, не могут защитить нас от других микробов и

вирусов.

       Такая

защитная реакция организма на чужеродные 

вещества и клетки называется гуморальным  иммунитетом, который обусловлен

циркулирующими в крови антителами.           

[ Запись в тетради].

       И клеточный и гуморальный

иммунитеты – защитные реакции организма на появление чужеродных веществ или

клеток во внутренней среде, которые начинаются с обнаружения антигена.

       Клеточный иммунитет был открыт и

исследован русским ученным И.И. 

Мечниковым (1883),  гуморальный –

немецким учёным П.Эрлихом (1897). Оба ученных за работы по иммунитету были

награждены Нобелевской премией в 1908

г.

      1. Где и из чего образуются  Т – лимфоциты?

(

В тимусе из клеток красного костного мозга).

      2. Где образуются  В – лимфоциты?  (В красном костном мозге)

      3. При каком виде иммунитета антиген

уничтожается непосредственно клетками иммунной системы? (Клеточный).

      4. Как 

называется защитная реакция организма, при которой антиген уничтожается

химическими веществами, циркулирующими в крови? (Гуморальный).

      5. Что такое  антитело? (Особое соединение, выделяемое в

кровь клетками иммунной системы для уничтожения определенного антигена).

       Как

правило, человек, переболевший инфекционным заболеванием, повторно этим

заболеванием не заражается или переносит его в лёгкой форме. Это объясняется

способностью   В – лимфоцитов узнавать те

антигены, с которыми они встречались раньше, и быстро реагировать на их

появление выделением большого количества нужных антител. Способность В –

лимфоцитов узнавать антигены, с которыми они раньше встречались, и быстро

реагировать на их появление называется иммунной

памятью.               [

Запись в тетради].

 Карточка  3. Во время эпидемии оспы в Брэгвилле

ковбой Джо заявил, что он переболел оспой и теперь она ему не страшна. Ковбой

Билл ответил, что он не болел оспой и не заболеет, т.к. пережил уже не одну

эпидемию. Если верить ковбоям, то они обладают иммунитетом у Джо и какой у

Билла?

   а) У Джо – 

врожденный, а  у Билла –

естественно приобретенный;

   б) У Джо – естественно  приобретённый, а у Билла – врождённый;

   в) У Билла и у Джо –  искусственный 

приобретённый;

   г) У Джо 

искусственный приобретённый, а у Билла врожденный. (Правильный ответ  б ).

   Задание на дом:  параграф 

№ 37. выучить

 

Опорный

конспект.

Антонии

Ван Левангук                   микроскоп

         

   Размножение, питание

 

Микробы

 

                             

                   

 Продукты жизнедеятельности     Устойчивость

 

                                                      Защитная

реакция.

 

Иммунитет – [лат. Immunias

– освобождение, избавление]

 

врождённый                               приобретённый

(невосприимчивость

к        (+ в течении жизни)                                                           

какому-либо                     

виду

микробов )

                                                          

                                естественный                           искусственный            

  перенесённого                 (     +вакцина,сыворотка)

заболевания)

 

                                

 

                                                              

 

 активный                                       пассивный

(+ вакцина с ослаб.            (+лечебная сыворотка с

 антигенами                        готовыми антигенами).

 иммунитет (антитела),

прививка)        

 

Эволюция         иммунная система : красный

                                                            

костный мозг,

                                                             тимус,

                                                   лимфатические

узлы,

                                                             селезёнка.

                                 

 

                                     Лимфоциты

Кр. к.

м.       тимус           лимфатические узлы        селезёнка

                     Селекция

                     Размножение

                     Созревание

 

                                     Лимфоциты

 

В-л.(обеспечивает        Т-л.1) Т-эффекторы                                                           

 гуморальный               ( +  носителей антигенов)     

                                      2)

Т-хеллперы

 иммунитет)                    (помогаютТ-эф. и В-л.)

 

                                    3) Т-киллеры (   опухолевые и                    

                                          пораж. вирусами клетки).

                                    4) Т-супрессоры (  иммунную  

реакцию) 

                                 5) Т-амплифайеры( имунную реакцию

).  

Клеточный иммунитет И.И. Мечникова (1883) Нобелевская Премия 1908г.

                           Клетка                             Антиген

                                                                                                                            

                                                                     

                                                            !!!                  

                                                          сигнал

      Т-эф.     

 Т-кил.          Кровь                     Т-хелп.

           (деление )         

Гуморальный иммунитет  П.Эрлих. (1897) Нобелевская Премия 1908г.

     Клетка

  

                                              !!!

  Антиген            Т-хелп.               Кровь

        

           сродство

                                                В- лимф.(размнож.)

 

                     I антитело

       II антитело                     плазмоциты

                 

  III  антитело

 

Опорный

конспект обязательно переносится учащимися в тетрадь.

 

Просмотров: 482


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст