"Ақмола облысы білім басқармасының Есіл ауданы бойынша білім бөлімінің Есіл қаласының № 1 жалпы білім беретін мектебі "коммуналдық мемлекеттік мекемесі
10 класс
География
Тема: Взаимодействие
природы и общества, классификация природных ресурсов, понятие о
ресурсообеспеченности.
Цель: сформировать
у учащихся понятие о взаимодействии природы и общества, и о
ресурсообеспеченности.
Развивать умение самостоятельно делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.
Оборудование: атласы,
физическая карта мира
Тип урока: смешанный
Ход урока:
1. опрос
д/з
1) этнический
состав населения и его классификация
2) расовый
состав населения
2. новая
тема:
ПРИРОДА И
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ – значение природных богатств в жизни человека огромно.
Формирование мирового сообщества – доказательство непрерывно взаимодействующего
общественно-исторического и процесса и географической среды. Природа и общество – целая, единая
система, и взаимосвязь между ними усиливается. Активизируется и увеличивается
воздействие человека на природу, которую он постоянно преобразует.
Природа – находящийся в беспрерывном
развитии неорганический и органический мир, постоянно изменяющийся во времени и
пространстве.
Природные условия – играют
исключительно важную роль в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Человек
является частью системы «природа –
общество».
Природные ресурсы – природные объекты и
явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого
потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству
трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человечества и повышающие
качество жизни.
Природные
ресурсы часто используют с понятием природные условия. В некоторых случаях эти
понятия обобщаются и используются условно.
КЛАССИФИКАЦИЯ
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ составить кластер
Климатические,
Приливно-отливные,
Энергия Солнца,
Ветер, биосфера
минералы
Текущая вода,
Внутренняя энергия Земли
Существует и другая классификация
природных ресурсов:
- разведанные запасы;
- по происхождению (природные и
антропогенные);
- по химической природе
(органические и минеральные);
- по источнику и расположению
(земельные, водные, рудные, растительные, лесные);
- по использованию (промышленные,
научные, эстетические, рекреационные, энергетические, сырьевые,
продовольственные).
Ресурсы также подразделяются на
первичные и вторичные.
Активное использование человеком в
хозяйственной деятельности природных ресурсов оказало большое влияние на
состояние окружающей среды. Люди постоянно ищут пути совершенствования методов
охраны окружающей среды. Особое значение приобретает оценка природных ресурсов
с хозяйственных позиций – это разведка месторождений, определение и учет в
комплексном виде, контроль за их освоением и осуществление мероприятий оп защите
окружающей среды.
Показатель ресурсообеспеченности равен
соотношению размеров запаса и добычи, т.е. масштабу применения.
Для любого государства имеет важное
значение разнообразие природных ресурсов на его территории, но это не
обязательное условие для экономического роста и развития.
3. закрепление
1) напишите
эссе о проблемах, рассмотренных в этой теме, сделайте анализ.
4. д/з
№ 8