"Ақмола облысы білім басқармасының Есіл ауданы бойынша білім бөлімінің Есіл қаласының № 1 жалпы білім беретін мектебі "коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Тема урока: Роль дирижера в оркестре.
Цель и задачи:
Углубить знания учащихся об оркестре казахских народных инструментов. Познакомить с профессией дирижера, его ролью в оркестре. Познакомить с известными казахстанскими дирижерами. Учить детей слушать и определять характер прослушанного музыкального произведения.
Развивать умение выразительно исполнять песни на казахском языке, передавая характер песни. Воспитывать слушательскую культуру, интерес к традициям казахского народа.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты.
Предметные, результаты: уметь объяснить роль дирижера в оркестре.
Личностные результаты: знать имена известных казахстанских дирижеров, уметь выражать свои настроение и чув- стпа средствами музыки. (' не тем нодеятельностные результаты: уметь рассуждать о знучании и тембрах казахских народных инструментов, уметь сочинять рассказы о музыке.
Материальное обеспечение урока.
Для учителя: СД-проигрыватель, СД-диски, портреты казахстанских дирижеров, иллюстрации казахских народных инструментов.
Для учащихся: учебник по музыке, тетрадь.
Межпредметные связи: литературное чтение, казахский язык, ИЗО, познание мира, ритмика.
Планирование деятельности:
1.
Повторение пройденной темы. Слушание кюя «Серпін» Б. Джуманиязова. Музыкальная игра «Оркестр». Исполнение песни Р. Паулса «Золотая свадьба». Выставка рисунков, выполненных к песне.
2.
Беседа о роли дирижера в оркестре. Знакомство с известными казахстанскими дирижерами.
3.
Работа с учебником.
4.
Слушание песни «Ак кегершін» А.К. Жубанова в исполнении оркестра казахских народных инструментов.
5.
Чтение стихотворения «Маг-дирижер».
6.
Вокально-хоровая работа, исполнение канона «Елизар», разучивание песни Н. Тлендиева на слова М. Макатаева.
Ход урока
1. Организационный момент:
Музыкальное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний:
Сегодня на уроке вы узнаете о том, почему оркестру нужен дирижер, какова роль дирижера в оркестре и что означают слова «оркестровая яма», «орхестра», познакомитесь со стихотворением «Маг-дирижер».
3.Повторение темы: звучит фрагмент кюя «Серпін».
Как называется эта музыка? Кто ее исполняет? Какиегруппы инструментов входят в состав оркестра казахских народных инструментов?
Разделим класс на группы: 1-я группа будет имитировать движением рук игру на кобызе и кыл-кобызе; 2-я группа будет изображать игру на струнных инструментах; 3-я группа - на духовых инструментах; 4-я группа - на ударных.
Послушаем музыку и изобразим играющих на инструментах музыкантов. Исполнение песни Р. Паулса «Золотая свадьба». Создадим своим исполнением атмосферу праздника. Выставка рисунков, выполненных учащимися к песне «Золотая свадьба». Выявление и поощрение лучших работ.
4.
Раскрытие новой
темы урока.
У вас уже имеется некоторый музыкальный
опыт. Возможно, кто-то из вас знает, как называют руководителя оркестра.
В ваших ответах прозвучало слово
«дирижер». Какова же роль дирижера в оркестре? Узнаем о происхождении слова
«дирижер» и его значении из учебника.
Учащиеся работают с учебником, узнают, что
слово «дирижер» произошло из французского языка и означает «управлять,
направлять, руководить».
Дирижер не просто следит, чтобы музыканты
играли слаженно. Он заранее разучивает с исполнителями их музыкальные партии.
Дирижер указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту. Он держит
дирижерскую палочку в правой руке и движением рук, головы, мимикой лица показывает,
когда надо играть оркестру быстро или медленно, громко или тихо.
Опера, балет, симфония не обходятся без
дирижера. Для выступления хора, ансамбля песни и пляски также нужен дирижер.
Если идет концерт симфонической музыки, то оркестр располагается на сцене.
Зритель хорошо видит музыкантов, их инструменты, как управляет оркестром
дирижер. Во время показа оперы или балета сцену занимают артисты балета или
солисты оперы и хор. И тогда оркестр располагается перед сценой в оркестровой
яме.
Учащиеся находят в учебнике текст с
объяснением слов «оркестровая яма», «орхестра».
Обычно перед началом концерта музыканты
настраивают свои инструменты. Из оркестровой ямы или из-за кулис доносятся
хаотичные звуки. Но вдруг наступает полная тишина. Открывается занавес,
появляется дирижер в черном фраке, белоснежной рубашке с черным
галстуком-бабочкой. Дирижер поклоном приветствует зрителей, музыкантов оркестра.
Затем поднимается на возвышение для дирижера (как вы думаете для чего?),
поворачивается лицом к оркестру, делает взмах палочкой и - начинается
волшебство по имени Музыка.
Как вы думаете, кто был первым дирижером в
Казахстане? Конечно же, А.К. Жубанов. Ему очень нелегко было управлять первым
составом оркестра, так как музыканты не знали нот. Приходилось с каждым
музыкантом отдельно разучивать партию методом народной педагогики, то есть
неоднократным показом и повтором приема игры. Поэтому АхметЖубанов вначале
дирижировал способом «воздушной оркестровки», который был понятен музыкантам. В
дальнейшем он воспитал высокопрофессиональных музыкантов и добился
профессионального исполнения и признания оркестра не только в Казахстане, но и
за рубежом.
Работа с учебником.
Найдите в учебнике фамилии известных
казахстанских дирижеров, пришедших после А.К. Жубанова.
Послушайте, как звучит песня А.К. Жубанова
«Аққөгершин»
в исполнении оркестра казахских народных инструментов. Сравните вокальное
исполнение с инструментальным. Выскажите свое мнение. Можно ли А.К. Жубанова
назвать композитором-дирижером?
Прочитайте стихотворение «Маг-дирижер».
Почему дирижера называют магом? Почему руки не могут заменить дирижерскую
палочку? Если бы вы были дирижерами, то какие бы советы дали музыкантам своего
оркестра?
Запишите в тетрадь слова: дирижер,
оркестровая яма.
Поработаем над каноном «Елизар», исполняя
тему канона при помощи «собственного оркестра»: половинные длительности -
притопами; четвертные - хлопками; восьмые хлопками по коленям.
Одним из последователей Ахмета Жубанова
можно назвать НургисуТлендиева. После ухода А. Жубанова на другую работу, Н.
Тлендиев заменил его на посту дирижера оркестра казахских народных
инструментов. Сегодня мы разучим одну из самых популярных его песен
«Саржайлау».
Слушание песни «Саржайлау». О чем поется в
песне? Каков характер музыки? Чем отличается куплет песни от припева? Припев
следует исполнять
ритмичней, динамичней, чтобы передать настроение песни.
Придумаем к песне ритмический аккомпанемент
в виде хлопков.
Закрепление темы и подведение итогов урока:
•
Что
нового вы узнали сегодня на уроке?
•
О
чем услышали впервые и что вас заинтересовало?
•
Почему
дирижер находится на возвышении?
. Что стало бы с оркестром, если бы
исчез дирижер?
. Чем дирижеру помогает дирижерская
палочка?
5.
Домашнее задание.
Подготовить
выразительное чтение стихотворения «Маг- дирижер» для конкурса. Сочинить
историю о дирижерской палочке, обладающей волшебной силой.