"Ақмола облысы білім басқармасының Есіл ауданы бойынша білім бөлімінің Есіл қаласының № 1 жалпы білім беретін мектебі "коммуналдық мемлекеттік мекемесі


Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Урок: Роль дирижера в оркестре.

19.06.2018

Тема урока: Роль дирижера в оркестре.

Цель и задачи:

Углубить знания учащихся об оркестре казахских народ­ных инструментов. Познакомить с профессией дирижера, его ролью в оркестре. Познакомить с известными казахстански­ми дирижерами. Учить детей слушать и определять характер прослушанного музыкального произведения.

Развивать умение выразительно исполнять песни на ка­захском языке, передавая характер песни. Воспитывать слу­шательскую культуру, интерес к традициям казахского на­рода.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты.

Предметные, результаты: уметь объяснить роль дири­жера в оркестре.

Личностные результаты: знать имена известных казах­станских дирижеров, уметь выражать свои настроение и чув- стпа средствами музыки. (' не тем нодеятельностные результаты: уметь рассуж­дать о знучании и тембрах казахских народных инструментов, уметь сочинять рассказы о музыке.

Материальное обеспечение урока.

Для учителя: СД-проигрыватель, СД-диски, портреты казахстанских дирижеров, иллюстрации казахских народ­ных инструментов.

Для учащихся: учебник по музыке, тетрадь.

Межпредметные связи: литературное чтение, казахский язык, ИЗО, познание мира, ритмика.

Планирование деятельности:

1.  

Повторение пройденной темы. Слушание кюя «Серпін» Б. Джуманиязова. Музыкальная игра «Оркестр». Исполнение песни Р. Паулса «Золотая свадьба». Выставка рисунков, выполнен­ных к песне.

2.  

Беседа о роли дирижера в оркестре. Знакомство с из­вестными казахстанскими дирижерами.

3.  

Работа с учебником.

4.  

Слушание песни «Ак кегершін» А.К. Жубанова в ис­полнении оркестра казахских народных инструментов.

5.  

Чтение стихотворения «Маг-дирижер».

6.  

Вокально-хоровая работа, исполнение канона «Ели­зар», разучивание песни Н. Тлендиева на слова М. Макатаева.

 

 

Ход урока

1.    Организационный момент:

Музыкальное приветствие. Проверка готовности уча­щихся к уроку.

2.    Актуализация опорных знаний:

Сегодня на уроке вы узнаете о том, почему оркестру ну­жен дирижер, какова роль дирижера в оркестре и что означа­ют слова «оркестровая яма», «орхестра», познакомитесь со стихотворением «Маг-дирижер».

 

3.Повторение темы: звучит фрагмент кюя «Серпін».

Как называется эта музыка? Кто ее исполняет? Какиегруппы инструментов входят в состав оркестра казахских на­родных инструментов?

Разделим класс на группы: 1-я группа будет имитировать движением рук игру на кобызе и кыл-кобызе; 2-я группа будет изображать игру на струнных инструментах; 3-я груп­па - на духовых инструментах; 4-я группа - на ударных.

Послушаем музыку и изобразим играющих на инструмен­тах музыкантов. Исполнение песни Р. Паулса «Золотая свадь­ба». Создадим своим исполнением атмосферу праздника. Выставка рисунков, выполненных учащимися к песне «Золотая свадьба». Выявление и поощрение лучших работ.

 

4.   

Раскрытие новой

темы урока.

У вас уже имеется некоторый музыкальный

опыт. Воз­можно, кто-то из вас знает, как называют руководителя ор­кестра.

В ваших ответах прозвучало слово

«дирижер». Какова же роль дирижера в оркестре? Узнаем о происхождении сло­ва

«дирижер» и его значении из учебника.

Учащиеся работают с учебником, узнают, что

слово «дирижер» произошло из французского языка и означает «управлять,

направлять, руководить».

Дирижер не просто следит, чтобы музыканты

играли сла­женно. Он заранее разучивает с исполнителями их музыкаль­ные партии.

Дирижер указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту. Он держит

дирижерскую палочку в правой руке и движением рук, головы, мимикой лица по­казывает,

когда надо играть оркестру быстро или медленно, громко или тихо.

Опера, балет, симфония не обходятся без

дирижера. Для выступления хора, ансамбля песни и пляски также нужен дирижер.

Если идет концерт симфонической музыки, то ор­кестр располагается на сцене.

Зритель хорошо видит музы­кантов, их инструменты, как управляет оркестром

дирижер. Во время показа оперы или балета сцену занимают артисты балета или

солисты оперы и хор. И тогда оркестр располага­ется перед сценой в оркестровой

яме.

Учащиеся находят в учебнике текст с

объяснением слов «оркестровая яма», «орхестра».

Обычно перед началом концерта музыканты

настраива­ют свои инструменты. Из оркестровой ямы или из-за кулис доносятся

хаотичные звуки. Но вдруг наступает полная ти­шина. Открывается занавес,

появляется дирижер в черном фраке, белоснежной рубашке с черным

галстуком-бабочкой. Дирижер поклоном приветствует зрителей, музыкантов ор­кестра.

Затем поднимается на возвышение для дирижера (как вы думаете для чего?),

поворачивается лицом к орке­стру, делает взмах палочкой и - начинается

волшебство по имени Музыка.

Как вы думаете, кто был первым дирижером в

Казах­стане? Конечно же, А.К. Жубанов. Ему очень нелегко было управлять первым

составом оркестра, так как музыканты не знали нот. Приходилось с каждым

музыкантом отдельно разучивать партию методом народной педагогики, то есть

неоднократным показом и повтором приема игры. Поэтому АхметЖубанов вначале

дирижировал способом «воздушной оркестровки», который был понятен музыкантам. В

даль­нейшем он воспитал высокопрофессиональных музыкантов и добился

профессионального исполнения и признания орке­стра не только в Казахстане, но и

за рубежом.

Работа с учебником.

Найдите в учебнике фамилии известных

казахстанских дирижеров, пришедших после А.К. Жубанова.

Послушайте, как звучит песня А.К. Жубанова

«Аққөгершин»

в исполнении оркестра казахских народных ин­струментов. Сравните вокальное

исполнение с инструмен­тальным. Выскажите свое мнение. Можно ли А.К. Жубанова

назвать композитором-дирижером?

Прочитайте стихотворение «Маг-дирижер».

Почему ди­рижера называют магом? Почему руки не могут заменить ди­рижерскую

палочку? Если бы вы были дирижерами, то ка­кие бы советы дали музыкантам своего

оркестра?

Запишите в тетрадь слова: дирижер,

оркестровая яма.

 

Поработаем над каноном «Елизар», исполняя

тему кано­на при помощи «собственного оркестра»: половинные дли­тельности -

притопами; четвертные - хлопками; восьмые хлопками по коленям.

Одним из последователей Ахмета Жубанова

можно на­звать НургисуТлендиева. После ухода А. Жубанова на дру­гую работу, Н.

Тлендиев заменил его на посту дирижера ор­кестра казахских народных

инструментов. Сегодня мы раз­учим одну из самых популярных его песен

«Саржайлау».

Слушание песни «Саржайлау». О чем поется в

песне? Ка­ков характер музыки? Чем отличается куплет песни от при­пева? Припев

следует исполнять

ритмичней, динамичней, чтобы передать настроение песни.

Придумаем к песне ритмический аккомпанемент

в виде хлопков.

 

Закрепление темы и подведение итогов урока:

•             

Что

нового вы узнали сегодня на уроке?

•             

О

чем услышали впервые и что вас заинтересовало?

•             

Почему

дирижер находится на возвышении?

.          Что стало бы с оркестром, если бы

исчез дирижер?

.          Чем дирижеру помогает дирижерская

палочка?

 

5.           

Домашнее задание.

Подготовить

выразительное чтение стихотворения «Маг- дирижер» для конкурса. Сочинить

историю о дирижерской па­лочке, обладающей волшебной силой.

 

Просмотров: 642


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст