"Ақмола облысы білім басқармасының Есіл ауданы бойынша білім бөлімінің Есіл қаласының № 1 жалпы білім беретін мектебі "коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Отчет педагога – психолога СШ № 1
Говоровой И.Н о проделанной работе за 2017-2018 уч.год.
В 2017- 2018 учебного года педагогом-психологом Говоровой И.Н осуществлялась работа по следующим направлениям:
1. Психодиагностика.
2. Развивающая работа.
3. Профилактическая работа
4. Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся. Поэтому психодиагностическая работа началась с обследования учащихся параллелей
1-х классов и 5-х классов. Были проведены методики на изучение процесса адаптации учащихся этих параллелей.
В течение сентября педагог-психолог вел наблюдение за первоклассниками и пятиклассниками во время и вне учебных занятий.
В сентябре 2012 г. с учащимися 1-х классов проведено анкетирование, с целью определение уровня готовности детей к школьному обучению.
Среди учащихся 5-8-х классов проведены уроки психологического здоровья « Я люблю тебя, Жизнь!» (жизнеутверждающие стихи, беседы о жизни великих людей, обучение способам саморегуляции эмоционального состояния, обучение методам релаксации).
Для начальных классов педагогом-психолгом проведены беседы о ценности здоровья, души, беседы, направленные на профилактику травматизма детей на уроке и на перемене. В школе один 10 класс , который был сформирован после объединения двух девятых классов. С целью определения психологического климата в классе
выявления « лидеров», « отверженных», определения , как проходит привыкание ребят друг к другу, были проведены следующие мероприятия:
1.Наблюдение за учащимися в урочное и внеурочное время.
2. Диагностика путем изображения « Фотография моего класса».
В ходе мероприятий выявлено следующее: адаптация в классе проходит хорошо, хотя в классе есть « отверженные», но они в силу своего темперамента этого практически не замечают, выявлены лидеры.
По результатам мероприятии в 10 классе было сделано сообщение на классном родительском собрании.
В октябре месяце были проведены групповые консультации с классными руководителями по вопросу работы с трудными детьми
Были проведены тренинги нравственности в параллели 2-х классов по темам « В стране добродетелей», « Правдивость», « Любовь», « Вежливость».
Психолог принимает участие в заседании « совета профилактики школы», где проводится собеседование с социально – дезадаптированными учащимися и их родителями.
Среди учащихся 9-11-х классов проведены занятия по профессиональному и личностному, культурному, ценностному самоопределению учащихся.
Среди 6-7 классов и учащихся проведено, профилактический круглый стол по теме «Привычки и здоровье» с целью сформирование у ребят представление о полезных и вредных привычках, пропагандировать здоровый образ жизни.
А также проводились профилактические мероприятия в 5-8, 10 классах по проблемам негативных привычек, развитию навыков общения – 8 класса. Для 8- класса было проведено беседа с элементами тренинга с целью формировать устойчивого навыка неприятия курения, наркотиков; умение активного противостояния пагубным
привычкам. В конце приходили к выводу, что пагубные привычки вредит для здоровью, дети научились управлять своими желаниями, чувствами.
Психолога- педагогическое сопровождение учащихся « группы риска»
Создан банк данных на детей ,требующих особого подхода в воспитании.
В течение года проводится диагностика познавательной и личностной сферы подростков, поставленных на внутри школьный учет.
Согласно плану и экстренно по запросам проводились индивидуальные консультациидля обучающихся указанной группы и их родителей.
По запросам , как со стороны кл. руководителей , так и администрации проводились классные часы по нормализации психологического климата в проблемах классах.Проведены родительские собрания на темы: Дети без наркотиков. Профилактика зависимостей от ПАВ.
Совместно с социальным педагогом проведены занятия по профилактике правонарушении.
В течение года была проведена большая работа с учащимися СШ № 1 по профилактике половой неприкосновенности, суицида , наркомании.
Психологом школы были проведены беседы:» Что нужно знать подросткам о ранней беременности» среди 7-11 классов.
Анкетирование : « О последствиях ранней беременности»среди 7-11 классов.
Постоянно проводятся лекции:» Профилактика БППП».
В течение года психологом школы проводятся консультации для родителей «Девочка – подросток- девушка».
По классом были проведены тематические родительские собрания, на которых обсуждались вопросы полового воспитания с участием психолога школы и мед. работника. ( среди 5-10 классов).
Выступление акушера –гинеколога Даубаевой А.К. « Сохранение репродуктивного здоровья у подростков» (среди 7-11классов).
Тематические классные часы : « Половая не прикосновенность несовершеннолетних» (среди 7- 11 классов.).
В течении года мед. работником проводятся беседы о проблеме здоровья при ранней беременности.
С начало учебного года был разработан комплекс мероприятий направленных на профилактику суицида среди учащихся.
В школе работает телефон и почта доверия.
Постоянно ведется работа по привлечению учащихся к общественно – полезной деятельности, к занятиям физической культуре и спортом.
Психологом школы были проведены конкурсы рисунков « Как прекрасен этот мир», рисуночное тестирование « Моя семья».
Анкетирование на выявления тревожности среди учащихся ( 7-11 классы).
Учащиеся у которых была выявлена школьная тревожность были взяты на заметку психологом, классными руководителями.
Занятия с элементами тренинга « Эмоции и чувства».
Анкетирование « Личностный опросник ИСН».Для выявления детей склонных к депрессивному состоянию, по результатам ведется работа психологом. Выявленные учащиеся находятся под наблюдением администрацией школы и классными руководителями.
Тест « Склонность к саморазрушению».
Психолог тактично проводит работу по профилактике суицида, уделяет внимание снятию психологического напряжения, уменьшению эмоциональной зависимости, адекватного отношения к жизни.
Также проводились профилактические мероприятия среди девушек 9-11 классов «Мы – за здоровый образ жизни!». Цель: повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД; формирование ответственного отношения к своему здоровью и максимально безопасного стиля полового поведения. Данное мероприятие проводилось в каникулярное время. Присутствовали 11 учащихся. И в конце мы приходили к выводу, что современной молодежи необходимо пересмотреть свое отношение к ЗОЖ и к любви, необходимо ответственно относится к своему здоровью. Необходимо вести ЗОЖ, заботиться о своем психологическом и физическом здоровье, беречь смолоду свою честь.
Консультативная работа.
Индивидуальные консультативные собеседования с отдельными учащимися «группы риска» проводились с целью стабилизации эмоционального состояния, для формирования позитивной «Я-концепции», самостоятельного поиска оптимального способа решения кризиса, обучение навыкам толерантного поведения. В целях профилактики правонарушениях у учащихся и социального неблагополучия в семьях, с целью коррекции поведения подростков, коррекции детско-родительских отношений проводятся беседы-консультации с классными руководителями, с подростками и их родителями.
Просветительская работа проводилась в различных формах: это и работа с родителями, семинар для учителей 1 классов, 5 классов, серии классных часов для детей.
Анализируя просветительскую работу с детьми, прихожу к выводу, что наиболее эффективным является проведение серии классных часов, которые позволяют решать задачи не только по просвещению, но даже по развитию и коррекции.
Работа с родителями представляет собой, психолого-педагогический всеобучу – это подготовка и выступления на родительских собраниях, беседы на общешкольных собраниях. Работа с родителями ведется с целью повышения уровня психологической компетенции.
Вывод: прежде, чем научить своего ребенка принимать серьезные и ответственные решения, отвечать за свои действия, заботиться о близких, родители должны научиться все это делать сами, должны проникнуться чувством ответственности. Научить ребенка заботиться о других людях.
Индивидуальное консультирование собеседований с родителями.
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах профилактики суицидов среди детей, повышение личной ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей.
Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребенка и проблемам межличностных отношений в семье.
В этом учебном году работа психолога Говоровой И.Н с неблагополучными семьями также продолжилась. Психолог совместно с социальным педагогом Темирхан Р. неоднократно были посещены неблагополучных семей,
проводила индивидуальную работу с семьей. Основные затруднения и проблемы родителей это- алкоголизация, низкое качество жизни, безработица, пренебрежение своими родительскими обязанностями, попустительский стиль воспитания. В работе с неблагополучной семьей необходимы комплексные действия всех субъектов профилактики города.
Педагог- психолог Говорова И.Н