КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ "ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРЕТІН ЕСІЛ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БЕРУ БӨЛІМІНІҢ ЕСІЛ ҚАЛАСЫНЫҢ № 1 МЕКТЕБІ АҚМОЛА ОБЛЫСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ»
Коммуналдық мемлекеттік мекемесі "Жалпы білім беретін Есіл ауданы бойынша білім беру бөлімінің Есіл қаласының № 1 мектебі Ақмола облысының білім басқармасы»

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Эффективность работы учителей математики и физики

11.01.2018

Есіл ауданы

№1 орта мектебі

 

 

 

 

ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

«Эффективность работы учителей

математики и физики по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой

аттестации»

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель

физики и математики: Ештаева А.К.

 

Предисловие

«В задачах, которыеставит перед нами жизнь экзаменаторомявляется сама природа»

У. Сойер

   В нашей стране и в нашем регионе по проверке степени усвоения учащимися различных разделов школьной программы по различным дисциплинам, в том числе по физике и математике проводится Единое национальное тестирование (далее – ЕНТ).

       В физике и математике владение предметом гораздо выше, чем одно чистое знание, которое всегда можно пополнить с помощью учебников, учебных пособий и справочной литературы. Что, значит, владеть этими предметами? Это, значит, уметь решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.

     Изучая физику, учащиеся постигают различные физические законы, одни из которых относятся только к определенному кругу явлений, например, механических, электрических, оптических, другие же являются фундаментальными, общими для всех физических явлений.

    Судить о степени понимания физических законов можно по умению применять их для анализа

конкретных физических явлений, т.е. для решения физических задач. Поэтому решение задач представляет собой необходимый и чрезвычайно важный этап при изучении физики.

 Наибольшую трудность для учащихся представляет вопрос: «С чего начать?», т.е. не само

использование  законов, а именно выбор, какие законы и почему следует применять при анализе каждого конкретного случая.

Это умение выбирать путь решения задачи, т.е. умение определить, какие именно законы описывают рассматриваемые ситуации, как раз и свидетельствует о глубоком и всестороннем понимании физики и математики.

      Многие учащиеся испытывают затруднения в решении задач. Это объясняется не только сложностью данного вида занятий, но и недостатками в подборе и методике решения задач по школьному курсу физики.

         Существует множество вариантов подготовки учащихся к итоговой аттестации. Но, идеального варианта подготовки к ЕНТ и ВОУД не существует. В своем выступлении я хочу поделиться опытом своей работы по подготовке учащегося к сдаче итоговой аттестации.

     При подготовке к ЕНТ у выпускника появляются новые трудности. Главное отличие ЕНТ от выпускного экзамена состоит в том, что при подготовке придется повторить весь материал, изучаемый, начиная с 5 по 11 класс. ЕНТ предлагает выпускнику сразу множество заданий на 3 часа. При этом школьнику предлагается самому выбирать задания, с которыми он может справиться. Но ведь это уже очень трудная задача для учащегося, который привык стараться справиться с тем, что задано учителем. К ЕНТ надо готовиться и по предмету, и психологически.    Начиная с  первых уроков математики в 5-ом классе, а физики в 7-ом , я  знакомлю учащихся с формой проведения ЕНТ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕНТ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.

    Работа в тестовых технологиях должна занять определенное место не только в системе контроля

образовательных достижений, но и вообще в системе уроков  уже в основной школе (5-9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим учитель должен накопить определенную базу тестовых заданий по всем темам школьного курса

В связи с возросшими требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки учащихся образовательных учреждений, регулярно повышаю уровень своего педагогического мастерства, поддерживаю связь с учителями района, и других регионов через Интернет.

    Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с

эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля как ежеурочного (в виде физических диктантов, контрольных,  самостоятельных, срезовых работ, тестов и т.д.), так и проведения раз в два месяца тестирования по образцу ЕНТ.

     В каждом классе 3-4 раза в год я провожу уроки-путешествия в «мир ЕНТ». Раздаю учащимся готовые

варианты с заданиями  итоговой аттестации 9-х и 11-х классов и прошу, чтобы они выбрали те задания, которые могут решить. В конце учебного  года в 5-ом, 6-ом классах, после изучения тем «Формула

площади прямоугольника», «Проценты», «Десятичные дроби» сильные ученики могут решить некоторые  задачи из итоговой аттестации 9-го и 11-го класса. В 7-ом, 8-ом классах они решают большинство заданий ВОУД  9-го класса. И у многих учащихся появляется интерес к тестам. После чего контрольные работы, зачеты в виде тестов (некоторые с ответами), а некоторые задания без готовых ответов они

решают с желанием.

     Можно составить разноуровневые  тесты , можно задать домашнее задание, самим составить тесты с готовыми ответами из нескольких заданий.

     Хочу вернуться к началу выступления. Не существует идеального варианта подготовки к ЕНТ . У каждого ученика ограничен круг возможностей. Будет неправильно, если во время подготовки не будем учитывать возможности учащегося. В течение всей 4-ой четверти 11 класса я стараюсь прогнать весь пройденный материал, который есть в ЕНТ и при этом изучать новые темы. Во время  каникул провожу пробный  ЕНТ на школьном уровне и по результатам выявляю и возможности учащегося и те темы, которые надо повторить с классом. Провожу консультации в 9-ом, 11-ом классах, начиная с начала учебного года.

  

Так как по учебному плану на алгебру отводится 3 часа, на физику 2 часа этих часов практически не хватает для усвоения программного материала и подготовки к ЕНТ. Поэтому немаловажной является и внеклассная работа по предмету, способствующая развитию интереса учащихся, их мотивации, повышению уровня подготовки.

   

К первому типу относится внеклассная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия после уроков). Данный тип должен носить ярко выраженный индивидуальный характер: занятия с учащимися, пропустившими занятия из-за болезни или другой уважительной причины, занятия с учащимися, перешедшими из другой школы, и.т.д.

    Вторым типом внеклассной работы является работа с учащимися, проявляющими к изучению предмета повышенный, по сравнению с другими, интерес и способность. Это и является собственно внеклассной работой в традиционном понимании этого слова.

    Внеклассная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм организации

учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.

Хочу отметить следующее:

в содержание внеклассной работы необходимо включить вопросы, выходящие за рамки школьной программы по физике, но примыкающие к ней. в содержание внеклассной работы необходимо включить и вопросы, вошедшие в содержание физического образования в последние десятилетия: в старших классах необходимо учитывать профиль, который выбрали учащиеся.

Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах:

Индивидуальная работа - работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по физике, подготовкой рефератов, докладов, сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах.

   Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом

учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки.

    Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду

относятся вечера, научно - практические конференции, недели физики и математики, олимпиады (на первом этапе), конкурсы, соревнования.

    На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.

   На внеклассных занятиях укрепляются и расширяются знания, полученные на уроках. На них можно

лучше узнать индивидуальные особенности своих учеников и выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к предмету, а затем всячески развивать этот интерес.

    Мы с ребятами стараемся принимать активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

    Хотелось разнообразить учебный процесс, убрать скуку и “расшевелить” детей, показать им

красоту окружающего мира, расширить их кругозор, обогатить уроки  уже их опытом, их наблюдениями. Хотелось, чтобы дети шли на урок с желанием, чтобы физика, математика не казалась им предметом трудным, далеким, поэтому не интересным. Нужно  на практике показывать ребятам связь  со многими дисциплинами.

На внеклассных занятиях, в основном, используются те же методы и приемы, что и на уроке. Но здесь они приобретают специфическое звучание. Если на уроках  используется метод работы с учебником, то на внеклассных занятиях учу детей работать с научно-популярной литературой. Таким образом, использую те же приемы, что и на уроке, но объем работы становится больше.

   Учителям – предметникам среднего и старшего звена необходимо начинать учить детей с 5 класса выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседе в дискуссию с учителем. Если у ученика нет своего взгляда, значит не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам. У него вряд ли разовьется глубокий интерес к какой-либо области знаний.

    Работа по подготовке учащихся к ЕНТ  становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.

    В практику моей внеклассной работы прочно вошло проведение  недели физики и математики. Неделя физики и математики – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету . Это неделя творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план – причем, довольно строгий, он предполагает активность всех участников.

    Проведение недели физики и математики – давняя традиция в нашей школе, цель которой – вызвать

живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей.

    Программа проведения предметной недели, предлагает  задания, требующие предварительной подготовки, многие задания берутся из демонстрационных вариантов подготовки к итоговой аттестации, поэтому мероприятие каждого дня освещается  заранее.

    Мне, кажется, что проведение предметной недели формирует и развивает творческую активность

учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников.

    Часто я применяю на уроках задачи в рисунках, расчётные задачи, монтажные и электрические схемы, учебные кинофильмы, тесты, с помощью которых можно будет сделать вывод о необходимости знаний физики. Например, предлагаю просмотреть фрагменты художественного фильма или мультфильм. Фильм подбираю заранее, по соответствующей теме: (“Климат Земли”, “Физика атмосферы”, “Скорость тела”, “Импульс тела”, “Законы сохранения”, “Простые механизмы” и т.д.) Большинство учащихся эти фильмы уже видели, но теперь им нужно увидеть физику, её законы. Работают все учащиеся, вписывают в тетрадки физические термины, формулы, слова, имеющие отношение к теме занятия, одновременно повторяя пройденное за весь курс.

    Конечно, при подготовке внеурочных мероприятий и уроков используются газетные и журнальные статьи, различная литература.     Во внеурочное время провожу также индивидуальную работу с сильными учащимися, которая требует от ученика творчества, инициативы, содержащая элементы исследования.

    Широко используется метод наблюдения , методы поисковые и частично – поисковые, поэтому вместо

практикуемых на уроке упражнений, на внеклассных занятиях использую познавательные задачи.

Разновидности познавательных задач:

обучающе-познавательные (учитель предлагает задачу и решает ее сам, показывая ученикам способ и ход ее решения); тренировочно-познавательные (ученики решают сходные с показанной задачи); поисково-познавательные (ученики самостоятельно решают задачи).

   Практикую также работу в парах, когда сильный учащийся выступает в роли консультанта и помощника. Эффективной считаю также работу групп, которые получают дифференцированные задания повышенной сложности; слабые отрабатывают навык путем выполнения тренировочных упражнений под руководством учителя, так как им требуется больше времени для овладения навыком. В этом случае использую карточки с дифференцированными заданиями.

   Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов,

в частности, с учетом специфики их памяти. Имея представление об особенностях памяти учащихся, я выбираю способы передачи материала. Использую методику «непроизвольного запоминания». Не зазубривая правил с учащимися, сразу приступаю к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.

    Таким образом, все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса, достижению стабильных положительных результатов.

Целесообразность и нужность внеклассной работы  несомненна. Ведь конечная цель школьного образования – становление творческой личности и её самореализация.

    Поэтому перед современной педагогической наукой стоит серьезная задача: заинтересовать

школьников в изучении физики, помочь им осознать важность и универсальность изучаемых законов, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках физической науки, вооружить необходимым методологическим материалом.

 

 

Просмотров: 405


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст