"Ақмола облысы білім басқармасының Есіл ауданы бойынша білім бөлімінің Есіл қаласының № 1 жалпы білім беретін мектебі "коммуналдық мемлекеттік мекемесі
ХОД УРОКА
4 «А» класс
I. Орг. момент.
Слайд № 1
- Психологический настрой учащихся.
А) 1. Мотивация:
Слайд №2
- Из разбросанных букв составьте слово: ы, л, н, е, й, ё, з.
2.Психологический тренинг.
Слайд № 3
1. Стратегия «Медитация». Ребята, опустите головы, закройте глаза. Вообразите себе, что вы находитесь на необитаемой планете. И вдруг у вас на лице появилась счастливая улыбка. Почему? Что вы там увидели? Что так подняло ваше настроение?
2. Дети устно высказывают свои представления, сидя на авторском стуле.
Б) Побуждение интереса.
Слайд № 4
1. Как звучит слово «ЗЕЛЁНЫЙ» на казахском языке? (жасыл, көк). А на английском? (green).
2. Составьте с этим словом словосочетания (зелёный росток, зелёная трава, зелёная планета и т.д.)
Слайд № 5
II. Стадия вызова.
- В какое время года в природе всё начинает зеленеть? (весна)
- Что происходит весной? (природа просыпается, начинает жить)
- Как вы думаете, что обозначает слово зелёный? (новая жизнь)
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «зелёный»? (учитель отбирает те ответы, которые соответствуют слову «жизнь» и повторяет их)
Слайд № 6
- Вот и пришли мы с вами к теме нашего урока – «Зелёное – значит бережливое!»
- Деление на группы (учитель делит детей на 2-4 группы, в зависимости от количественного и качественного состава класса).
III. Стадия осмысления.
– Что вам уже известно о питьевой воде?
А) - Игровое моделирование «Яблоко»: показать наглядно соотношение воды и суши на планете.
Учитель берёт в руку яблоко и говорит: «Все яблоко – это наша Земля. Три четверти поверхности суши занимает вода (с этими словами учитель делит яблоко на четыре части и три из них убирает). Одна четвёртая поверхности Земли – суша.
- Дети делают вывод о количестве водных запасов на планете.
- Масштабированный опыт «Сколько воды осталось на земле»
Учитель демонстрирует детям литровую банку с водой. Необходимо пояснить, что в банке – вся вода, имеющаяся на Земле, - и пресная, и солёная. Учитель просит детей перечислить все водные объекты нашей планеты, содержащие как пресную, так и солёную воду. Проделываем следующие действия:
1. Наполним литровую банку подкрашенной голубым красителем или гуашью водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.
2. Наберем 0,5 пипетки (1 мл) воды из литровой банки и выжмем ее в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.
3. Две пипетки с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озерах.
4. Из литровой банки переливаем в другую емкость 973 мл и добавляем соль – это соленая вода морей и соленых озер.
5. 21 мл (4 чайных ложки)переливаем в другой стакан – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на земле в замороженном состоянии.
6. Оставшуюся воду из литровой банки выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности.
7. Обсуждение. В каких емкостях находится вода, пригодная для человека? (для использования пригодна вода в стакане, символизирующая воду в реках, озерах и почве).
Видеоролик №1.«Рациональное использование питьевой воды»
Блиц-турнир:
дети на скорость отвечают на вопросы учителя и приходят к выводу о необходимости экономии водных ресурсов, в
частности питьевой воды.
- Какую часть земной поверхности занимает вода? (3/4)
- Какую часть человека занимает вода? (3/5)
- Что такое пресная вода? (которую можно употреблять в пищу)
- Что такое солёная вода? (вода, содержащая в себе соль, вредная для человека и животных)
- Где находится пресная вода? (реки, озёра, болота, ледники)
- Где находится солёная вода? (моря и океаны)
- Какой воды на планете больше? (солёной)
- Как очищается пресная вода? (на заводах, через системы очистки)
- Что надо делать, чтобы пресная вода не закончилась? (закрывать краны, не играться водой, использовать питьевую воду по назначению, т.е. экономить- слово необходимо записать на доске)
Б)Разминка
Слайд № 7
- Игра «Нужно и нельзя»: дети выбирают правильные или неправильные суждения и выполняют в соответствии с правилами движения (правильное суждение – хлопают в ладоши, неправильное – топают ногами) необходимые действия.
1. Можно играть с включенным электрофеном (топают ногами).
2. Можно трогать мокрыми руками включенный утюг (топают ногами).
3. Можно выключать свет, когда выходишь из комнаты (хлопают в ладоши).
4. Можно садиться близко к включенному телевизору (топают ногами).
5. Можно оставлять включенным компьютер, когда ложишься спать (топают ногами).
6. Можно выключать утюг, когда он тебе не нужен (хлопают в ладоши).
Видеоролик №2.«Энергосбережение и зеленая экономика»
Мозговой штурм: за 1 минуту написать слова, услышанные или увиденные в ролике.
От каждой команды выступает только один учащийся, который зачитывает все слова, записанные командой, последующая команда зачитывает только те слова, которые ещё не прозвучали. Побеждает команда, записавшая больше всех слов.
Тонкие и толстые вопросы:
В течение 2 минут каждой команде необходимо подготовить вопросы по тому видеоматериалу, который мы
только что с вами просмотрели.
Команды задают друг другу вопросы и приходят к выводу о необходимости привлечения внимания к проблемам использования и экономии энергии и энергоресурсов. Побеждает та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов.
- Зачем нам нужен ток? (чтобы можно было пользоваться приборами)
- Где получают ток? (на заводах, электростанциях)
- Какой вред приносят такие заводы? (загрязняют природу)
- А что такое «загрязнение природы»? (это когда природа умирает)
- Как ещё можно получать ток? (от солнца, от ветра, от воды)
- Какой способ получения тока лучше? (второй)
- Как называется такой способ? (зелёная энергетика)
И мы с вами снова пришли к слову зелёный(слово написать на доске перед предыдущим словом экономить).
4. Рефлексия.
А) Подведение итогов
- Какое словосочетание можно составить со словами на доске?
Слайд № 8
- Как вы понимаете выражение «зелёная экономика»? (после ответов детей учителю необходимо пояснить терминологию, используя информацию, связанную с ЭКСПО-2017)
Б) Видеоролик №3. «Раздельный сбор мусора»
- Соревнование «Кто быстрее?» (каждая команда должна собрать мусор соответствующий цвету пакета, учитель раздает командам разноцветные пакеты, но не поясняет в какой пакет что нужно положить: 1 команда – оранжевый пакет – батарейки и лампочки (возможно добавить сотовые телефоны и электронные приборы), 2 команда – жёлтый пакет - пластик, 3 команда – синий пакет - бумага).
- Мини-диспут: дети защищают правильность своего выбора и отвечают на вопросы друг друга. В ходе проведения диспута дети находят ответы на два основных вопроса.
Слайд № 9
- Возврат к началу урока: Стратегия «Медитация». Ребята, опустите головы, закройте глаза. Вообразите теперь, что вы находитесь на нашей планете, но прошло уже 100 лет. И вдруг у вас на лице появилась счастливая улыбка. Почему? Что вы там увидели? Что так подняло ваше настроение?
5. Домашнее задание.
Слайд № 10
Раскрась покетмод.
- Дети, заполните черно-белыйпокетмод, о том, как Вы еще экономите ресурсы дома с помощью памятки и разноцветных карандашей.
СОДЕРЖАНИЕ СЛАЙДОВ
Слайд № 1. «Психологический настрой учащихся»
Слайд № 2. «Разбросанные буквы»
буквы Ы, Л, Н, Е, Й, Ё, З;
Слайд № 3. «Авторский стул»
Слайд № 4. «Зелёный»
слова «Зелёный», «Жасыл, Көк», «Green» (выходящие по очереди);
Слайд № 5. «Картинки»
выплывающие одна за другой картинки: зелёный росток, зелёный лист, зелёная трава и т.д.;
Слайд № 6. «Тема урока»
«Зелёное – значит бережливое!»;
Слайд № 7. «Нельзя, можно»
Слайд № 8. «Зелёная экономика»
слова «зелёная экономика» и информация про ЭКСПО;
Слайд № 9. «Авторский стул»
Слайд № 10. «Домашнее задание»
Раскрась свой покетмод и благодарность за участие.